Курган +7 (3522) 602-054
Москва +7 (499) 403-35-78
Екатеринбург +7 (343) 302-13-47
Тюмень +7 (345) 269-23-10

Написать нам

Сергей Александрович Балакшин — «наше все» Курганского машиностроения

Cергей Александрович Балакшин

Сергей Александрович Балакшин

Первое машиностроительное пред-приятие в Курганской области появилось в 1904 году благодаря усилиям энтузиаста создания промышленности в Сибири, энергетика, конструктора гидротурбин Сергея Александровича Балакшина(1877-1933).

Семье Балакшиных принадлежат большие заслуги в развитии Сибирского края. Отец Сергея Балакшина Александр Николаевич стал основателем одной из самых крупных в мире кооперативных крестьянских организаций — Союза сибирских маслоделов. Старший брат Сергея Балакшина Андрей занимался совершенствованием производства, активно помогая отцу в продвижении сибирского маслоделия. Дети Сергея Балакшина добросовестно труди-лись в сфере науки, инженерии, медицины. Старший сын, Борис Сергеевич, заложил основы отечественной школы технологии машиностроения.

Проект памятника инженеру, машиностроителю гидроэнергетику Сергею Балакшину.

Проект памятника инженеру, машиностроителю гидроэнергетику Сергею Балакшину.

Сергея Александровича Балакшина по праву называют основателем машиностроения в Зауралье.

Молодой инженер С. Балакшин, вернув-шись после обучения в Шарлоттенбургском политехническом институте, на родину в деревню Логовушку Курганского уезда, принимает твердое решение сделать свой край важным промышленным звеном России. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием средств, квалифицированных рабочих и оборудования, острой конкуренцией с иностранными фирмами, Сергей Балакшин упорно добивается своих целей. В 1900 г. открывается механическая мастерская в Логовушке, которая впослед-ствии даст жизнь двум курганским заводам: Курганскому заводу сельскохозяйственного машиностроения («Кургансельмаш») и Кур-ганскому заводу колесных тягачей (КЗКТ). Производимое в мастерской оборудование для маслодельных заводов благодаря хорошему качеству завоевало признание и популярность по всей Сибири.

В 1904 году произошло знаковое для области событие— на территории Кургана построен и приступает к работе «Чугунно-меднолитейный и механический завод инженера С.А. Балакшина». Первоначально завод выпускает оборудование для маслодельных артелей и заводов, а с 1905 года начинается выпуск водяных турбин по собственным проектам Балакшина. Первая из них была установлена в Казахстане, вторая•— в Курганском уезде, а затем началось их победное шествие по Сибири, Уралу, европейской части России, Средней Азии и Кавказу. За время с 1905 по 1919 годы завод изготовил около тысячи гидротурбин. Спрос на них значительно превышал возможности завода. Кроме турбин завод вы-пускал запасные части к турбинам, шкивы, трансмиссии, ремни и другую продукцию, которая отличалась хорошим качеством, надёжностью и относительно низкой стоимостью. Небольшое предприятие, каким был Курганский турбиностроительный завод, стало первым в Зауралье машиностроительным центром.

Турбины С. Балакшина завоевали мировое признание. Им были присуждены гран-при и золотая медаль на Всемирной выставке по применению электричества в Марселе и Большая серебряная медаль на Всемирной промышленной выставке в Стокгольме. Золотые медали присуждались продукции завода на первой Всероссийской мукомольной выставке в Петербурге и Западно-Сибирской выставке в Омске.

Помимо завода Сергей Александрович активно занимался общественно—благотворительной деятельностью, состоявшей в оказании помощи малообеспеченным людям, поддержке образования, а также решении вопросов в области сельского хозяйства и промышленности Кургана. Сергея Александровича отличало бескорыстие. В революционные дни, при отступлении Колчака, белые власти предложили ему взорвать завод, но он отказался, сказав, что все принадлежит народу. А позже при экспроприации завода, просто положил ключи на стол и уехал с четырьмя детьми-подростками в Томск без копейки в кармане. Именно тогда он и сказал:

Деньги потерять — ничего не потерять. Честь потерять — много потерять, Дух потерять — все потерять.

Этот девиз актуален и для нынешних зауральских машиностроителей.


Статья опубликовано при поддержке ООО "Армтехстрой" | Журнал: МОЁ ЗАУРАЛЬЕ №17, СЕНТЯБРЬ 2018, стр.57