Сергей Александрович Балакшин

Сергей Александрович Балакшин

Первое машиностроительное пред-приятие в Курганской области появилось в 1904 году благодаря усилиям энтузиаста создания промышленности в Сибири, энергетика, конструктора гидротурбин Сергея Александровича Балакшина(1877-1933).

Семье Балакшиных принадлежат большие заслуги в развитии Сибирского края. Отец Сергея Балакшина Александр Николаевич стал основателем одной из самых крупных в мире кооперативных крестьянских организаций — Союза сибирских маслоделов. Старший брат Сергея Балакшина Андрей занимался совершенствованием производства, активно помогая отцу в продвижении сибирского маслоделия. Дети Сергея Балакшина добросовестно труди-лись в сфере науки, инженерии, медицины. Старший сын, Борис Сергеевич, заложил основы отечественной школы технологии машиностроения.

Проект памятника инженеру, машиностроителю гидроэнергетику Сергею Балакшину.

Сергея Александровича Балакшина по праву называют основателем машиностроения в Зауралье.

Молодой инженер С. Балакшин, вернув-шись после обучения в Шарлоттенбургском политехническом институте, на родину в деревню Логовушку Курганского уезда, принимает твердое решение сделать свой край важным промышленным звеном России. Несмотря на трудности, связанные с отсутствием средств, квалифицированных рабочих и оборудования, острой конкуренцией с иностранными фирмами, Сергей Балакшин упорно добивается своих целей. В 1900 г. открывается механическая мастерская в Логовушке, которая впослед-ствии даст жизнь двум курганским заводам: Курганскому заводу сельскохозяйственного машиностроения («Кургансельмаш») и Кур-ганскому заводу колесных тягачей (КЗКТ). Производимое в мастерской оборудование для маслодельных заводов благодаря хорошему качеству завоевало признание и популярность по всей Сибири.

В 1904 году произошло знаковое для области событие— на территории Кургана построен и приступает к работе «Чугунно-меднолитейный и механический завод инженера С.А. Балакшина». Первоначально завод выпускает оборудование для маслодельных артелей и заводов, а с 1905 года начинается выпуск водяных турбин по собственным проектам Балакшина. Первая из них была установлена в Казахстане, вторая•— в Курганском уезде, а затем началось их победное шествие по Сибири, Уралу, европейской части России, Средней Азии и Кавказу. За время с 1905 по 1919 годы завод изготовил около тысячи гидротурбин. Спрос на них значительно превышал возможности завода. Кроме турбин завод вы-пускал запасные части к турбинам, шкивы, трансмиссии, ремни и другую продукцию, которая отличалась хорошим качеством, надёжностью и относительно низкой стоимостью. Небольшое предприятие, каким был Курганский турбиностроительный завод, стало первым в Зауралье машиностроительным центром.

Турбины С. Балакшина завоевали мировое признание. Им были присуждены гран-при и золотая медаль на Всемирной выставке по применению электричества в Марселе и Большая серебряная медаль на Всемирной промышленной выставке в Стокгольме. Золотые медали присуждались продукции завода на первой Всероссийской мукомольной выставке в Петербурге и Западно-Сибирской выставке в Омске.

 

Помимо завода Сергей Александрович активно занимался общественно—благотворительной деятельностью, состоявшей в оказании помощи малообеспеченным людям, поддержке образования, а также решении вопросов в области сельского хозяйства и промышленности Кургана. Сергея Александровича отличало бескорыстие. В революционные дни, при отступлении Колчака, белые власти предложили ему взорвать завод, но он отказался, сказав, что все принадлежит народу. А позже при экспроприации завода, просто положил ключи на стол и уехал с четырьмя детьми-подростками в Томск без копейки в кармане. Именно тогда он и сказал:

Деньги потерять — ничего не потерять. Честь потерять — много потерять, Дух потерять — все потерять.

Этот девиз актуален и для нынешних зауральских машиностроителей.

Статья опубликовано при поддержке ООО "Армтехстрой" | Журнал: МОЁ ЗАУРАЛЬЕ №17, СЕНТЯБРЬ 2018, стр.57

Похожие сообщения